С 1 июля 2025 года в Республике Беларусь вступили в силу новые требования к кассовому оборудованию и маркировке товаров. До 1 ноября 2025 года действует тестовый режим, в рамках которого торговые объекты должны внедрить дифференцированный учет.
В этой статье рассказываем, что это значит, кого касается и как избежать штрафов.
Что такое дифференцированный учёт?
Дифференцированный учёт — это автоматизированная система, которая позволяет организации фиксировать наименование, количество и стоимость товаров, предлагаемых к продаже и реализуемых в торговых объектах.
Дифференцированный учёт регламентирован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приёме средств платежа».
Ответственность за нарушения
Использование кассового оборудования, которое не обеспечивает дифференцированный учет, влечёт административную ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования, установленную частью первой статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и предусматривает наложение штрафа:
на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 50 базовых величин;
на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
на юридическое лицо – до 200 базовых величин.
Кому необходимо вести дифференцированный учет?
Обязанность распространяется на:
1) Торговые объекты с площадью более 200 кв. м.
Относятся к торговой площади магазина:
— примерочные кабины (для демонстрации товаров и обслуживания покупателей);
— рабочее место кассира и зона кассового оборудования;
— выставочные зоны с демонстрацией товара.
Не относятся к торговой площади магазина:
— складские помещения;
— бытовые помещения для работников (для хранения одежды, для личных вещей) либо для отдыха персонала;
— площадь, которая используется для хранения вещей покупателей (могут размещаться в торговом зале, в тамбуре магазина или за линией, где размещено кассовое оборудование).
2) Торговые объекты, которые реализуют маркированные товары средствами идентификации (СИ)
Перечень маркируемых товаров утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. №1030 «О подлежащих маркировке товаров» и включает:
Товары маркированные СИ:
— молочная продукция;
— обувь;
— шины и покрышки;
— товары лёгкой промышленности;
— мобильные телефоны и ноутбуки.
Исключение: Торговые точки с площадью до 200 кв. м. и расположенные в сельской местности освобождены от внедрения дифференцированного учета для маркированных товаров до 01.04.2029 г.
Это предусмотрено в постановлении № 529/24 от 25.09.2025 г. «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».
Важные изменения по маркировке
1) Маркировка безалкогольных напитков и соков перенесена на 1 мая 2026 г. До 30.04.2026 г. они маркируются унифицированными контрольными знаками (УКЗ).
2) Мобильные телефоны и ноутбуки, бывшие в употреблении, исключены из перечня маркируемых товаров.
Это предусмотрено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 528 от 25 сентября 2025 г. «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Что необходимо сделать торговому объекту для ведения
дифференцированного учёта?
Чтобы избежать штрафов и обеспечить соответствие законодательству, торговым объектам необходимо выполнить ряд обязательных шагов:
1) Обновите кассовое оборудование
Первым шагом необходимо обновить или приобрести кассовое оборудование для реализации и вывода из оборота маркированных товаров. Рекомендуем использовать программную кассу TitanPos версия ПО 2.2.0, которая соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь
2) Установите сканер 2D кодов — для считывания кодов маркировки DataMatrix
3) Зарегистрируйтесь в системе ГИС «Электронный Знак» — это государственная система, через которую осуществляется:
— получение, нанесение и отслеживание кодов маркировки
— вывод маркированных товаров из оборота
— передача сведений в государственную систему
Если код маркировки утерян — воспользуйтесь инструкцией по восстановлению:
https://storage.bbv.by/drive/d/s/13XOQgCZZ74ixYdL0sLPEzNyR3Yidmzr/NBfHDB5MXN0xpfMmld-CgGinjYZmtjge-u7VAd275Tww
4) Получите электронную цифровую подпись (ЭЦП) — необходима для подписания электронных накладных ЭТТН
5) Оформите GLN (глобальный номер расположения) — обязателен с 1 июля 2025 года при регистрации или перерегистрации кассового оборудования, кроме касс, которые используются в передвижных средствах (курьеры, автолавки). Каждая торговая точка должна иметь свой уникальный GLN. Его необходимо предоставить в ЦОД СККО при регистрации кассы или при внесении изменений.
6) Проверьте наличие GTIN и данных в ePASS
На маркированном товаре СИ должен быть:
— GTIN
— информация в системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (ePASS).
Если данных нет, то торговым объектам необходимо обратиться:
1) в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для получения и нанесения на реализуемые товары
2) в ePASS для описания товаров
Исключение: товары в пункте 23 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 №748
7) Заключите договор с EDI-провайдером — для обмена электронными накладными с поставщиками
8) Установите программу для дифференцированного учёта
Рекомендуемое решение — 1С: Розница 8.
Программа позволяет:
— вести учёт маркированных товаров;
— автоматизировать приёмку;
— формировать розничные цены и печатать ценники.
Подробнее о программе «1С: Розница 8» здесь: https://isbel.by/programmy-1c/roznica/
9) Обеспечьте сверку кодов маркировки при получении товара с данными электронной накладной. Для автоматической сверки используйте приложение «СмартИС».
Как обеспечить дифференцированный учёт? Инструкция на примере
программы «1С: Розница 8»
1) Работа с электронной накладной
В программе «1С: Розница 8» отображаются новые электронные накладные. Выбираем нужную накладную и нажимаем кнопку «Создать документ». Программа автоматически формирует документ поступления: номенклатура и штрихкоды подтягиваются без ручного ввода.
При включённых регламентных заданиях документ может быть создан и проведён автоматически — до этапа сверки кодов маркировки.
2) Получаем служебное сообщение. Выбираем его из списка и нажимаем «Получить» и «Зарегистрировать».
Приёмка маркированного товара: сверка кодов
При получении маркированного товара СИ, торговый объект обязан осуществить приёмку по количеству и качеству. В соответствии с рекомендациями МНС, нужно сверять коды маркировки с данными электронной накладной и фактическими данными на товаре. Ручная сверка кодов маркировки трудоёмка, так как они зашифрованы.
Как упростить сверку?
1) Установите приложение «СмартИС» на телефон (система Android) либо терминал сбора данных
2) Отсканируйте QR-код с «Реестр ЭТТН» — данные загрузятся в приложение
3) Считывайте коды маркировки на товаре
4) «СмартИС» автоматически сопоставит коды и выделит расхождения красным
После сверки:
3) Выгрузите данные поступления из приложения «СмартИС» в товарно-учетную систему «1С: Розница 8»
4) Проверьте статус документа — должен быть «Обработано на ТСД»
5) При наличии расхождений отправьте запрос на корректировку прямо из программы:
Что делать, если есть расхождения в электронной накладной?
Для маркированных товаров:
— ЭТТН не подписана → делаете запрос на корректировку
— ЭТТН подписана → составляете Акт расхождений
— всё совпало → подтвердите получение
6) Сформируйте розничную цену:
— установите торговую надбавку
— учтите транспортные расходы (если товар забирался самостоятельно)
7) Сформируйте реестр розничных цен и распечатайте ценники
8) Продажа маркированного товара:
— кассир считывает код маркировки СИ при продаже
— если код не отсканирован — программа автоматически выдаёт сообщение о необходимости сканирования
— после сканирования товар считается выведенным из оборота
Программа «1С: Розница 8» обеспечивает:
— хранение всех чеков и документов: приходных, расходных, возвратных
— удобный поиск нужных данных по фильтрам
Особенности чеков и Z-отчетов:
1) Отметка (М) в чеке — означает реализацию маркированного товара
2) Z-отчёт — выводится информация о реализации товаров СИ, УКЗ, количество возвратов и аннулированных чеков
Почему лучше выбрать программу 1С: Розница 8 для диф. учета?
1) интеграция с программной кассой, которая соответствует законодательству
2) все документы — в одной системе
3) автоматизация под ключ с настройкой, установкой и обучением сотрудников
4) возможность установить без остановки процесса продаж
5) удобное рабочее место кассира
Торговым объектам важно своевременно подготовиться, внедрить дифференцированный учёт, чтобы избежать штрафов и обеспечить законное ведение бизнеса.
Использование программы 1С: Розница 8 в связке с приложением «СмартИС» для автоматизированной сверки позволяет обеспечить дифференцированный учёт маркированных товаров. А весь процесс становится максимально автоматизированным и удобным.
Для подключения программы и приложения звоните по телефонам: +375 (17) 305-15-15
+375 (44) 779-32-26.
Читайте другие полезные статьи:
— Замена кассового оборудования с 2025: полная инструкция для бизнеса https://isbel.by/novye-kassovye-apparaty-c-2025/
— Возможности программы 1С:Розница: https://isbel.by/programmy-1c/roznica/
