fbpx

О важности корпоративных ценностей, о том, что будет, если им не следовать и могут ли ценности компании, быть важнее самой цели, рассказывает исполнительный директор ЗАО «Интеллектуальные системы» Семен Михайлович КОЛЧИНСКИЙ

Беседовала Оксана ЖЕВНЕРОВА, hr-менеджер ЗАО «Интеллектуальные системы»

Семен Михайлович, перед многими  руководителями сегодня стоит задача – обозначить и сохранить тот основной стержень ценностей, вокруг которого строится деятельность компании. А зачем компании корпоративные ценности и что будет, если им не следовать?

 — Оксана, давайте начнем с определения.

Ценности компании — это свод деловых и нравственных принципов, которые разделяют все сотрудники компании. Ценности сформулированы в виде понятий или утверждений, под которыми готов подписаться каждый сотрудник и руководитель компании.

Корпоративные ценности,  как минимум,  обеспечивают необходимый уровень эффективности компании. Также я считаю, что ценности дают сотрудникам энергию опережения, импульс к прорыву и лидерству на рынке.

В своей работе, коммуникациях с клиентами и коллегами сотрудники действуют в соответствии с ценностями компании. 

Если представить любую организацию в виде «здания», то какую часть в этом сооружении, по Вашему мнению,  занимают  корпоративные  ценности и почему? (крыша, кирпич, окна, двери, крыльцо, стены, фундамент)

— Ценности я однозначно представляю как фундамент. На ценностях держится всё остальное. Причем это справедливо и для человека, и для семьи, и для компании и даже для целых государств.

Как ценности компании помогают продвигать ее стратегию?

 — Понимание и принятие ценностей всеми сотрудниками компании, улучшает взаимопонимание и слаженность работы коллектива, снижает количество спорных и конфликтных ситуаций. В результате уменьшаются потери энергии на решение внутренних вопросов, и, следовательно, больше энергии идет на развитие продукта, удовлетворение потребностей клиентов – а это важнейшие активности для продвижения стратегии.

Ценности компании должны основываться на ее целях? И что первично – цели, или, все же,  ценности?

— Я уверен, что первичны ценности. Цели «рождаются» из ценностей. Причем очень часто встречаются ситуации, когда людям доводятся цели, например, от руководителя подчиненному, так вот, если доведенная цель не соответствуют ценностям исполнителя, вероятность достижения такой цели стремится к нулю

Всегда ли важно достигать целей компании любой ценой и есть ли ценности, которые  могут быть важнее целей?

— Ценности служат ориентиром в ситуациях выбора путей и решений. Ценности также дают ответ на вопрос «Чего я не буду делать ни в коем случае, даже если это продвинет меня к достижению цели?». Еще раз отмечу, что ценности первичны, и это значит, что цели должны соответствовать ценностям, а не наоборот.

А если цель, все же,  нарушает ценности?

 — Значит, это неправильная цель и она вероятнее всего не будет достигнута.

Выражают ли ценности отличия компании от конкурентов на рынке? 

— Думаю, что да, ценности отличают компании друг от друга. В разных компаниях разные ценности. У всех компаний свой путь к успеху или провалу.

То есть, именно ценности в буквальном смысле определяют  будущее развитие компании — и траекторию ее движения, и результат?

— Совершенно верно.

А как руководителю понять, надо ли, в принципе, пересматривать  ценности в его компании?

— Явными триггерами являются: падение ключевых показателей, увольнения сотрудников, уход клиентов и так далее. Но это скорее не к пересмотру целей, а к тому, что стали возникать ценностные конфликты, либо ценности перестали соответствовать ситуации, внешней среде, ценностям других сторон.

Назовите, пожалуйста, одну  самую главную ошибку, которую  может допустить любой руководитель в процессе формирования ценностей в его  компании?

— Думаю, что ошибкой будет выдавать желаемое за действительное.

Декламировать одни ценности, но при этом действовать наоборот?    

— Именно так.

Есть истории стабильных компаний, которые годами придерживаются одних и тех же ценностей, которые в свою очередь обозначили сами же управленцы. И это компании с достаточно сильной корпоративной культурой, где ценности это и есть тот самым стержень, который помог и выстоять в годы кризиса и помогает компании развиваться дальше. С другой стороны, есть организации, в которых топ-менеджмент подключает своих сотрудников к определению ценностей.  Как Вы считаете,  кто должен обозначать  ценности – руководители, или сотрудники?

— Ценности компании, это суперпозиция ценностей ее сотрудников. И я считаю, что в их фиксации  должны принимать участие все сотрудники компании. Так мы и сделали в Интеллектуальных системах.

Для того, чтобы  максимально эффективно обозначить корпоративные ценности,  этапы каких работ надо сделать, прежде всего?

— Могу рассказать опыт нашей компании.

Вначале были проведены фасилитационные сессии с максимально возможным охватом коллектива. В каждой фасилитационной сессии сотрудники, используя методы группового взаимодействия, формулировали и фиксировали ценности компании, путем голосований выделялись самые важные из них. Вся информация записывалась и накапливалась.

В итоге мы получили массив данных от 6 групп по 8-12 сотрудников. Эти данные были систематизированы и на выходе мы получили 8 ценностей компании «Интеллектуальные системы».

Считаю такой подход правильным. И самое важное то, что все наши сотрудники участвовали в процессе.

Давайте расскажем,   какие основные ценности определила для себя наша команда и что мы понимаем под каждой такой ценностью?

— Как я говорил, мы выделили 8 ценностей:

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ — мы понимаем, что отличаемся друг от друга и позволяем людям быть самими собой. Это дает нам возможность сделать друг друга лучше.

ДОВЕРИЕ — мы верим друг другу и знаем, что у нас общие интересы и цели.

ВЗАИМОПОМОЩЬ — ежедневно мы помогаем коллегам, клиентам, партнерам в решении их задач. Мы всегда готовы прийти на помощь.

КОМАНДНОСТЬ — мы создаем команды для успешного решения сложных задач и несем ответственность за общий результат. Каждый сотрудник является единым целым с командой и проявляет энтузиазм.

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мы работаем с оптимизмом и знаем, что в любой ситуации есть что-то хорошее.

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ — в процессе разработки продуктов, оказания услуг мы в первую очередь ориентируемся на потребности клиентов.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — мы профессионалы и делаем то, что умеем делать лучше всего.

РАЗВИТИЕ — мы непрерывно развиваемся и обучаемся, что помогает нам быть  максимально гибкими и адаптивными в постоянно меняющемся мире.

Обращаю внимание, что кроме самих названий и определений для каждой ценности описаны уточняющие тезисы, цитаты, правила, договоренности, запреты,  рекомендации, истории из жизни и так далее. 

Семен Михайлович, назовите, пожалуйста, 3 самых главных фактора, влияющих на формирование ценностей в любой компании?

— Я думаю, что это сотрудники, клиенты и внешняя среда.

А как ценности могут мотивировать сотрудников?  Приведите, пожалуйста, пример.

— Я уверен, что мотивирован тот сотрудник, чьи личные ценности находятся в гармонии с ценностями компании. Помню фразу одного из известных HR-специалистов по поводу мотивации: «Сотрудники приходят к вам мотивированными, а ваша святая задача, как руководителя, поддерживать своих коллег и ни в коем случае не демотивировать их. Вот и вся наука.».

Самуэль Батлер писал, что репутацию, как и деньги, проще заработать, чем сохранить. Каким Вы видите будущее корпоративных ценностей нашей компании через 3 года?

— Надеюсь, что наши ценности останутся теми же, что и сейчас. В моем личном случае они полностью соответствуют моей картине мира и, остается верить и надеяться, что она адекватна. 

Семен Михайлович, спасибо Вам за интересную и полезную беседу!

— Спасибо и Вам! Будем рады, если опыт нашей компании станет примером развития корпоративных ценностей  и будет полезен нашим уважаемым клиентам и партнерам.