Холивару не место в корпоративном чате — на это есть планерки, собрания и личные встречи.
Цель мессенджера – быстро и эффективно решать предметные вопросы и, конечно, соблюдать деловой этикет!
Как избегать споров, конфликтов и недопонимания, переписываясь с коллегами?
<em
- Здороваться и называть собеседника по имени.
Когда мы в онлайн-переписках называем друг друга по имени, то это всегда означает чуть больше персонального внимания к потребностям друг друга, а не только к своим личным.
И, согласитесь, это всегда как-то по-человечески располагающе. С приветственной частью не надо лишний раз объяснять – здороваться в мессенджерах и где бы то ни было надо обязательно, но в чате есть свои приветственные нюансы.
Написать просто «Привет» и ждать ответа от собеседника не лучший вариант.
Обычно это выглядит так:.
Вы: Привет
Ваш коллега: Привет
или:
Вы: Привет, есть минутка? У меня вопрос
Ваш коллега: Да, есть (пока нет времени)
Получить обратную связь можно намного быстрее и не терять времени (своего и своего собеседника), ожидая ответы на неинформативные сообщения.
Например:
Вы: Привет. Я открыла твой проект и не увидела такой-то информации. Какие мои дальнейшие действия?
Поприветствовав коллегу и задав ему вопрос одним махом, ваше сообщение становится максимально информативным и у такой переписки сразу открываются асинхронные возможности — отправив сообщение но, не дождавшись ответа и выйдя из сети (переключившись на другие задачи) – вы получите через какое-то время полный ответ сразу, как только ваш коллега будет в сети сам (или освободится от решения других задач). Вместо того, чтобы прочитать ваше «Привет» и думать, а что же случилось и не случилось ли чего-то фатального, а может вам просто скучно, и вы решили поздороваться и пообщаться по неформальному поводу.
- Формулировать свои мысли ясно
.
Безусловно, чат для оперативного общения, но.
Если мы пишем, чтобы нас услышали и поняли, важно уделить время и не полениться сформулировать ясно и четко свое послание.
И не жадничать на пояснения. Одно сэкономленное слово, один неуточненный момент и обиды (злости, недоумения, тревоги, вины) со стороны собеседника не избежать.
Излишне растягивать сообщение тоже смысла нет, 5-10-20 символов в одном послании – самое то.
- Соблюдать этические нормы.
Нравоучать и корректно указать на ошибку – разные понятия.
Первое не требует усилий, так как негативное оценочное суждение за счет установок формируется в голове само и быстро. И контролировать такой иррациональный поток сознания, как плохую привычку, всегда сложно.
Конструктивная же, рациональная критика полезна, мало того, жизненно необходима, так как влияет на общие результаты команды. И когда мы отправляем свое сообщение в чат, у нас всегда есть выбор:
— обрушиться на собеседника с негативной критикой (самоутвердиться и защитить свои личные интересы)
или
— указать на ошибку конструктивно (помочь коллеге избегать в будущем возможных повторений ошибок).
Как на конкретном примере негативная критика мешает достижению общих интересов? Получив иррациональное послание, возникает внутреннее сопротивление и желание ответить так же жестко, что и делают многие.
В итоге диалог переходит в открытый деструктивный конфликт, а его участники защищают свои личные границы в перепалках.
А должны решать общие интересы команды.
- Редактировать сообщения.
Постарайтесь проверить свое послание перед тем, как отправить коллеге – важно, что оно было читабельным и грамотным. Грамотным изложением мы проявляем внимание и уважение к собеседнику.
- Нет аудиозаписям в деловом чате.
Если же вам просто лень писать, то, к сожалению, в этот момент вы думаете только о себе — о своих желаниях, о своем времени и о своем удобстве.
Собеседник моментально это считывает, испытывая внутренний дискомфорт.
Получается, что у вас не нашлось времени на краткое, лаконичное, рациональное изложение мыслей в письменном виде, а у собеседника, чтобы выслушивать весь поток вашего сознания, это время найтись должно.
Не всегда получается вести идеальную деловую переписку в мессенджере. Однако, если обращать внимание на основные правила и стараться их придерживаться, то конфликтов и недопониманий в коллективе станет меньше, а производительность труда и рентабельность будет выше.
Успехов!