fbpx

Так много всего уже сказано о его техниках, этапах, правилах, условиях проведения, методологии, инструментах и о многом другом.

Вместе с тем, о влиянии на штурм человеческого фактора мало где пишут.
Интересно, сможет ли команда достигать результатов намного эффективнее, имея представление о психотипах ее участников?

«Критики»

Они есть во многих рабочих группах и их особенность в том, что они не верят.
Не верят в продукт, не верят в команду, в свою компанию и в сам мозговой штурм. Критики показывают свое негативное отношение к происходящему, делают язвительные комментарии. Безусловно, подобное поведение демотивирует всю группу и вызывает вопросы: что критикующие с таким подходом делают на мозговом штурме и почему им не предлагают его покинуть?

Однако, роль таких людей в штурме сложно обесценить, так как они не боятся быть честными. Это качество помогает всей команде на этапе оценки собранных идей. Можно попробовать договориться с критиками в самом начале: рассказать о правилах штурма (не обвиняем, не критикуем, мнение каждого участника важно) и объяснить, что их критика в целом так же важна, однако, ее следует «приберечь» до нужного момента.

«Тени»
Такие участники не любят привлекать к себе лишнего внимания и выбирают остаться в тени. На мозговом штурме они, как правило, «присоединяются» к мнению других. Если ведущий дает им слово, то чаще всего можно услышать: «Я полностью согласен с предыдущим участником», «Присоединяюсь к общему мнению» и так далее.

Почему участники-тени занимают неактивную позицию остается загадкой. Однако, игнорировать их, и работать на штурме только с самыми активными опрометчиво. О неактивной позиции мы судим по внешним признакам, а есть еще глубокий мыслительный процесс, анализ ситуации со стороны. Помните, что участникам этой категории могут прийти в голову идеи, о которых другие никогда не задумывались.

И, кстати, чем интереснее и смелее идея, тем сложнее «теням» ее озвучить. Таким образом, важно, чтобы «тени» находились в поле зрения ведущего постоянно. Не ленитесь задавать им больше вопросов, побуждайте к высказыванию комплиментами, включайте их в состав небольших групп (чтобы «тени» не стеснялись).

«Волчки»

Придумать миллион идей из воздуха для волчка не проблема. Это яркие, активные люди и на штурме оправдывают свое название — вертятся как «волчки» и заряжают своей энергией всех вокруг. Как правило, у волчка очень и очень много идей. И в этом есть основной риск. Слишком большой поток мыслей, большая часть из которых, по сути, просто дублируется или бывает неуместной, забирает на себя излишнее внимание. При этом, уникальные и редкие идеи других участников могут затеряться. Волчки гениальные генераторы идей, без их динамики невозможен мозговой штурм. Однако, волчков важно направлять и аккуратно возвращать к цели мозгового штурма – того и гляди «завертятся и убегут».

«Боссы»

На мозговом штурме «боссы» чувствуют себя самыми главными, а свои идеи решающими и стратегически важными для команды. Боссы прекрасно ориентированы на результат, чувствуют атмосферу и настрой участников, помогают ведущему достичь общей цели. Минус босса в том, что он почти всегда будет отстаивать свои идеи до последнего. Признание своей точки зрения, как единственно верной может стать риском для всей команды.
Как быть в такой ситуации?
Поговорить с «боссом» до сессии, объяснить, что напор и лидерство могут иметь обратный эффект и угнетать остальных участников. Ведущему, кстати, в этой ситуации не менее сложно, чем остальным – «босс» не упускает возможность продемонстрировать, «кто тут главный». Стойкость, твердость и дружелюбие по отношению к «боссу» помогут решить ситуацию.

«Соратники»

Соратники на мозговом штурме – это самые верные помощники ведущего. Помимо генерирования интересных идей, они могут дополнительно предлагать идеи по улучшению самого мозгового штурма. С удовольствием пробуют все, что предлагает ведущий, участвуют в любых экспериментах, поддерживают благоприятную атмосферу в группе. Минус соратников вот в чем. В какой-то момент они тратят слишком много времени на ведущего и содействие в проведении штурма, отвлекаясь от основной работы в команде. Важно вовремя отслеживать куда направлен фокус внимания соратника, возвращать его в команду, давать специальные задания.

Представленная классификация подходит для идентификации ролей участников не только в мозговом штурме, но и для других групповых методик.

Надеемся, эта статья была вам полезна.